Шестьдесят лет назад в Чебоксарах запустили первый троллейбус

Шестьдесят лет назад по Чебоксарам начали курсировать троллейбусы. Именно 7 ноября в столице республики запустили первый электрифицированный маршрут. Сейчас это и профессиональный праздник сотрудников Чувашского транспортного управления — их поздравляли в Филармонии.

Дмитрий Ковалев репортер: Если сделать эти кадры черно-белыми — вот так, то все становится похожим на советскую кинохронику. Салон этого троллейбуса воссоздали в точности — от кресел до компостера билетов, все как это было шестьдесят лет назад. В Чебоксарах он такой один с того времени остался. Именно этот «ЗиУ-5» перевозил пассажиров по самому первому маршруту — от автовокзала до Красной площади.

На оцифрованной кинохронике — чебоксарские улицы шестидесятых. Из окон открываются виды на проспект Ленина, и Чувашский драмтеатр — троллейбусная сеть проходила через территорию нынешнего залива и по Красной площади. Работники депо — аксакалы вспоминают, что в те годы запуск каждого маршрута становился эпохальным событием. На протяжении многих лет по городу курсировали «ЗиУ-5».

Александр Сидоров начальник отдела подвижного состава и организации производства Чувашского транспорта управления: «ЗиУ-5» я помню в 78 году, когда я пришел сюда работать. Потом после института 85 года приехал по направлению обратно и «ЗиУ-5» еще ездили, но их было мало. В Чебоксарах первые машины. К 7 ноября мы, как правило, открывали — новые конечные диспетчерские, тяговые подстанции, которые обеспечивали электроэнергией контактную сеть. Народ понимал, что это для них, это для их комфорта.

Дмитрий Ковалев репортер: Сейчас троллейбус «ЗиУ-5» с порядковым номером 001 можно встретить в городе только по особенным датам. И он также продолжает перевозить пассажиров.

Только в первый год работы троллейбусы «ЗиУ-5» перевезли более двадцати миллионов пассажиров. Сейчас республика — лидер по обеспеченности горожан электрическим транспортом. Каждый день на регулярных рейсах порядка ста девяноста машин. Как шестьдесят лет, так и сейчас ключевая задача — обеспечить комфорт и безопасность, отметил Глава региона.

Олег Николаев, Глава Чувашии: Экологичность самих троллейбусов позволила в городе сохранять благоприятную среду, чем мы с вами гордимся, дорожим. Будем делать все, чтобы сохранить это достояние, которое имеется в нашем распоряжении и созданное нашими предками. По мере развития города Чебоксары, затем Новочебоксарска, естественно троллейбусное сообщение расширялось, масштабировал ось. И конечно же люди, которые руководили этим процессом, люди, которые участвовали в качестве водителей, слесарей, диспетчеров и многих других профессий — каждый делал свою работу очень ответственно.

Сейчас республика — вторая после Санкт-Петербурга по количеству троллейбусов и с самой развитой сетью регулярных маршрутов в стране. Протяженность контактных сетей достигает двухсот пятнадцати километров. Ожидаемый эффект принесло решение Правительства региона — объединить предприятия двух городов в одно транспортное управление.

Олег Николаев, Глава Чувашии: Обозначили четкие приоритеты и стандарты какой транспорт должен быть на улицах наших городов для того, чтобы сохранить экологическое благополучие, а самое главное обеспечить самый современный стандарт сервиса. Сначала мы одномоментно закупили 68 троллейбусов сразу же на два города благодаря поддержки министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Причем в городе-химиков троллейбусный парк уже полностью обновлен. В столицу республики до конца года должны поставить еще порядка ста десяти электромашин. В стратегии развития транспортного управления республики — открытие еще двух межмуниципальных рейсов. Протяженность маршрутной сети госперевозчика вырастет до восьмисот сорока километров.

«Планируем выйти на безубыток, на нулевое значение. Как минимум — без убытков и без долгов. Плюсом еще планируем запустить два троллейбусных маршрута по Новочебоксарску и два маршрута между Чебоксарами и Новочебоксарском.»

Глава региона вручил госнаграды лучшим работникам троллейбусных депо — за вклад в развитие общественных перевозок.

Дмитрий Ковалев, Бахтяир Велиев, Павел Иритков, Национальное телевидение Чувашии