Большой этнографический диктант приурочен ко Дню народного единства. Не удивительно, что в одном зале за парты сели представители разных диаспор и общественных организаций. Вообще количество участников просветительского проекта в республике возрастает.
Дмитрий Ковалев, репортер: Вот уже не первый год Большой этнографический диктант пишут в зале Национального музея, где сейчас расположена Вышитая карта России. Кроме того, здесь вокруг на стенах — панно, которые олицетворяют национальную культуру народов Российской Федерации.
Со взрослыми наравне на вопросы отвечал и ученик тридцать третей школы. Максим говорит, что писал диктант и в прошлом году, а в этот раз решил проверить свои знания очно, а заодно и познакомиться с другими участниками акции.
Максим Козлов ученик СОШ №33, г. Чебоксары: В этом году я решил сам прийти сюда и написать именно очно, не через телефон. И мне представилась возможность в метре от стольких высоких людей. Я сидел в метре от министра образования Чувашской Республики Дмитрия Анатольевича Захарова. Я узнал, что алтайская девушка, как и чувашка одевала очень много серебряных украшений. И вот чуваши, например, показывали, что они очень выносливые надевая столько украшений на себя.
Всего тридцать вопросов — об истории, традициях, топонимах и даже мифологии. Где-то были необходимы энциклопедические познания, а где-то и смекалка. Как у крымских татар назывался хороводный танец? Почему не было принято обижаться, если перед Великим постом к ноге привяжут обрубок дерева и обольют водой? В первые минуты в музейном зале воцарилась тишина — участники акции сосредоточились на ответах.
Глава региона сдал бланк с ответами первым. Больше всего Олегу Николаеву понравился блок вопросов о республике.
Олег Николаев, Глава Чувашии: Все-таки наши традиции Чувашии и тех народов, которые живут в Чувашской Республике они достаточно известные. Вопросы очень заставляющие задуматься и требующие определенного погружения, мягко говоря. Но и есть, конечно, вещи известные. Особенно, что касается регионального аспекта.
Олег Николаев признался, что ему очень помог опыт работы в Госдуме, на посту председателя комитета по делам национальностей. Но было немало и логических задач.
Олег Николаев, Глава Чувашии: Допустим был вопрос какие традиции хозяйственной деятельности позволили выполнить специфические задачи в годы Великой Отечественной войны. Там — бортничество, овцеводство, оленеводство. Я посчитал, что оленеводство более правильный вопрос, потому что оно позволило бы перемещаться. Или другой был вопрос — как называется мужчина в семье, который принимает на воспитание детей князей. Тоже достаточно сложный вопрос. Но здесь на логике. Кунак — я понимаю, что значит. Я подумал, что это скорее всего аталык. Тем более ата и атте — это близкие сочетания.
Дмитрий Ковалев, репортер: Но вот аудитория уже опустела. Диктант подходит к концу. Собственно, после интервью с Главой региона я узнал ответы ровно на 2 вопроса. Спасибо Олегу Алексеевичу за подсказку.
Вплоть до 8 ноября ответить на вопросы Большого этнографического диктанта возможно онлайн — на официальном сайте проекта.
Дмитрий Ковалев, Павел Иритков, Национальное телевидение Чувашии